Весне дорогу или Краткая история казанского хоккея

#  taram » 06 мар 2015 14:05

Все-таки есть еще у меня локационные способности, позволяющие распознать вибрации приближающейся весны. Не всё еще покрылось грубой затвердевшей коркой, не всё так безнадежно и запущенно. Но, что называется – обо всем по порядку.
Выезжаю я давеча с автомойки. Асфальт сухой, солнце прям в лоб, подгружается музыка в магнитоле и вижу навстречу вдоль дороги мужик бежит. Не знаю, знает ли его Абилардо – что касается меня, то я его частенько вижу. И даже знаю его фамилию, имя и отчество. Его и по телевизору не раз показывали, как участника гигантских марафонов – чуть ли не до Владивостока.
А вот теперь не по порядку, а перепрыгнем далеко назад. Дело происходило в феврале карнавального 1989-ого. Сразу после школы с Хрычом и Круппом мы пошли за билетами на доблестный СК им. Урицкого. Именно пошли - от школы до Спорт Сарае что-то около 5-6 км. Был как раз тот день – когда мороз и солнце делали его чудесным.
Сейчас в голове восстановил некоторую хронику той зимы и немного удивился отчаянности этого поступка. Ведь выходит так, что буквально за две-три недели до описываемого Хрыч, Кафтан и Крупп подверглись жесткому нападению гопоты. Кроме того, что им изрядно намяли бока, так еще и Крупп пришел домой в прощайках, телогрейке и «гандончике» вместо, соответственно, кожаных зимних ботинок, овчиной «лётки» и новенькой бельковой шапки-ушанки. С одной стороны, конечно, это можно было посчитать и наказанием за прогуливаемые тогда уроки, но наказание явно не соответствовало степени преступления.
К тому же дорога к кассам Дворца Спорта пролегала через вражеские «писядшестые», «Дом Обуви» и нейтральный центр. Оттого, что они считались нейтральными, среда там была не менее агрессивная, чем непосредственно вражеская территория. Тем не менее, поход прошел гладко.
А когда подошли к мосту на Ленинской дамбе (гости столицы должны его знать как ближайший мост к цирку), то внизу увидели нехитрое сооружение из снега – спиралью сложенные стены, а внутри прорубь. И в этот момент туда подбегает легко одетый мужичок – в кедах, в шапочке, трико и олимпийке. Повторюсь – морозец хороший был, градусов 18-20. Мужик разделся догола и нырнул в прорубь. Любопытство, естественно, овладело нами - мы решили спуститься и познакомиться с моржом поближе. Пока спускались, он успел вынырнуть и еще раз погрузиться в воду.
На вид ему было 40-45, худощавый, жилистый, рост ниже среднего, чем-то напоминающий Майкла Дугласа (может и Кирка). Постояли, потрепались. Пытались шутить. Он рассказал, что моржует уже лет двадцать. Стал говорить о пользе закалки и здорового образа жизни. Поведал, что передвигается по городу исключительно бегом и о простудах давно уже позабыл. Порекомендовал и нам заняться моржеванием. Причем, посоветовал не откладывать дело на потом, и начать прям тут же. Сказал, что это намного проще, чем может показаться на первый взгляд.
И, что интересно, я откликнулся на его призыв и стал раздеваться. Ведь он с такой легкостью и удовольствием нырял и выныривал, что со стороны казалось – ничего тут мудреного и невозможного нет. Я снял ботинок, носки, засучил, до колена брюки, кальсоны. Как щас помню, снял я ботинки с левой ноги. Приблизился осторожно к краю проруби. Было скользко, и поэтому друзья держали меня за вытянутую правую руку. Резко опустил ногу по щиколотку и-и-и… тысяча иголок вонзились мне в ногу. Я заорал. Морж мне посоветовал расслабиться и пообещал, что я ничего не почувствую.
Мне показалась, что нога стала синеть. Но я решил попробовать еще раз. Итог тот же. И понял я, что моржевание и закаливание – не мое. Хорошо еще, что не заболел тогда. На том с мужичком и попрощались. Попрощались, чтобы Хрыч с Круппом встретились с ним через полгода на физре в энергоинституте. Он был там физруком. Удивительно, что Пал Палыч Морев сам узнал их и в шутку поинтересовался, не начали ли они закаливаться.

Про хоккей еще рассказать что ли? Ну, давайте, а то когда еще соберусь. В нашем возрасте надо уже начинать дорожить подобными моментами – следующего повода может и не представится.
Именно с того сезона я стал более-менее регулярно посещать хоккейные баталии. Сейчас не вспомню, мы тогда брали билеты уже на переходный турнир, или же еще шла регулярка.
Год за годом Урицкий играл в переходках, но каждый раз не хватало самой малости, чтобы, наконец, к нам в город приехал большой хоккей. Туда-сюда постоянно сновали Ижсталь, Салават, Автомобилист еще, наверно, Торпедо или Динамо какое-нибудь. А Казань всё никак. Уж как любили у нас Маслова, Столбуна, Рахматуллина, Закамского. Все считали, что они достойны играть в высшей лиге и если они туда попадут, то произведут фурор. Но время шло - уходило и их время.
Без ложной скромности отмечу, что наша ячейка стала первой в Казани, которая подошла к поддержке спортивного коллектива организованно и, даже я бы сказал – креативно. Сидели строго за воротами. Барабаны, горны, свежо-сочиненные речевки перед каждым матчем (обычно носившие оскорбительный характер для стража ворот соперника). Из нетленного:
- Лепетухин – три-четыре,
Лепетухин – ноги шире!!!
(Лепетухин – фамилия вратаря одного из соперников).
Но более всего запомнился последний матч сезона. Он ничего не решал. Конец мая – спустя несколько дней после последнего звонка. На трибунах человек пятьдесят, не более того. Из этих пятидесяти – 7-8 нашего активного суппорта. В пустоте наши проклятия в адрес вратаря и соперника звучали, видимо, особо зловеще, вызывающе и гуляли эхом по всему дворцу.
В тот раз мы, пожалуй, превзошли себя. Это выразилось и в децибелах, и в новых изощренных оскорблениях. Что не осталось не замеченным, ведь помимо пятидесяти болельщиков, на матче присутствовали еще пятьдесят стражей порядка. Они и вырвали самых активных из сердца суппорта. А именно - меня и Фунтика. Стали пытать, бить … шучу - подполковник провел среди нас объяснительно-воспитательную работу. Собирался было писать на работу родителям, но в последний момент передумал. Пристыдил, помнится:
- Родители у вас интеллигентные люди, а вы такую херню выдумываете. Ладно, идите и больше не попадайте. Хым, Лепетухины…
Как вы уже могли понять, в том сезоне Урицкий опять пролетел мимо высшей лиги. Но произошло знаменательное событие – оттуда вылетел Трактор. И кто-то решил, что команде с богатой историей и традициями, воспитавшей целую плеяду выдающихся мастеров, негоже прозябать в первой лиге. Взяли тогда и расширили высшую лигу до четырнадцати команд. И до кучи взяли туда и наш Урицкий. Тогда на двенадцать команд не могли набрать нормальных мастеров - откуда сейчас берут хоккеистов на 30 команд для КХЛ и еще ведь в НХЛ играют, ума не приложу? Ну да ладно – не моего ума дело.
Итак – осуществилась мечта многих поколений хоккейных болельщиков города Казани.
Ажиотаж!!!
Быстренько в Спорт Сарае произвели ремонт, увеличили вместимость с 3 600 до 4 200. А количество заявок на абонементы от ведомств и предприятий уже к концу июля перевалило за сто тысяч. В свободную продажу, объявили, поступит лишь несколько сотен абонементов, а билеты вообще не будут продаваться. К назначенному часу начала свободных продаж к кассам выстроилась километровая очередь. Хотя Фунтик и проявил свои знаменитые навыки по внедрению в очередь - не помогло. Абонементы в продажу так и не поступили.
Вдруг Хрыч вспомнил, что у нашей одноклассницы Индирки папа работает во Дворце Спорта. Когда стали прощупывать ситуацию, то выяснилось, что не просто работает, а с недавних пор еще и директорствует.
Дверь открыла мама Индиры. Мы с Хрычом, жутко смущаясь и не особо рассчитывая на успех, изложили просьбу.
- Конечно, а сколько надо? – спросила она беззаботно.
Если честно, то мне сперва показалось, что она просто над нами издевалась и передразнивала. Мол, тут сотни тысяч желающих купить абонементы выстроились, среди которых министры и директора заводов, а тут вы приперлись – без роду и племени.
Ну, раз спрашивают, надо отвечать:
- Хотя бы один, по очереди будем ходить.
- Вы говорите, не стесняйтесь, сколько вам надо?
Ну, точно издевается. Но мы начали перечислять фамилии одноклассников. Набралось пять. Думал, она сейчас спросит: «Ага, может еще и бантиком завязать?», но нет:
- Вот и хорошо. Завтра зайдите в это же время.
Близкому счастью не верилось.
Зашли в то же время, и нам папа Индиры собственноручно дал пять конвертов с вожделенными абонементами. Мало того, что осуществилось неосуществимое, так еще он наотрез отказался взять с нас денег. Что-то около 100 рублей в общей сложности.
Долго еще потом – лет пять-шесть, точно - ходил я на хоккей и на концерты во Дворец Спорта через служебный вход под неизменное: «Рашид Рахимович должен был предупредить». Со временем меня уже начали приветствовать. Причем, Рашид Рахимович и не подозревал, что кто-то там от его имени ходит.
Продолжалась халява до тех пор, пока перед каким-то ажиотажным матчем директор не распорядился, что он всем своим знакомым и родственникам раздал проходки и под устные заверения никого больше не пущать. Так мне и передал охранник…

А тот первый сезон в элите Урицкий начал феерично. Уже во втором или третьем туре обыграли в гостях каней – еще тех, бессменных чемпионов с половиной сборной в составе. Все разговоры в городе только и были о хоккее. Признаюсь, я и сам не успел сообразить, как неожиданно заметил, что в хоккее стал болеть не за Спартак, а за местных. Подумалось еще тогда, а что будет, если и Рубин вот так ворвется в высшую лигу – останусь ли я предан миленькому-любименькому? Ответ для меня не был тогда столь очевиден, как сейчас.
Что и говорить, болелось за СК им. Урицкого. Не меньше половины команды составляли казанские воспитанники, которые отчаянно бились каждую секунду за каждый метр.
А теперь вернемся к недавнему солнечному весеннему дню. Выезжаю я, значит, с автомойки. Асфальт сухой, солнце прямо в лоб, подгружается музыка в магнитоле и вижу навстречу вдоль дороги бежит тот самый Пал Палыч. Уже в футболке. Но это ладно - бежит и бежит. Эка невидаль. Но вслед за ним, в метрах десяти бежал какой-то то ли бомж, то ли просто пропойца. В тяжелых ботинках, в распахнутой куртке, с грязными длинными кучерявыми волосами, которые, в общем-то, можно сказать, развевались на встречном ветру. Но нужно было видеть его радостные глаза - мужик этот, мне показалось, был по настоящему счастлив. Не стесняясь нахлынувших чувств, он широко улыбался во весь свой беззубый рот.
Когда я приступил к созерцанию моих бегунов, в магнитоле уже звучала следующая композиция:
http://www.youtube.com/watch?v=jFMmmOuc0Zc
«Вот бегут Иван и Данила.
Как это мило».
Видеоряд меня, прямо скажем, впечатлил.
Вот так для меня настала нынче Весна. Мне передалась от странного веселого пьянчужки его радостное настроение и весенняя эйфория.
И даже то, что через пару минут наглухо затонированная «девятка», обгоняя меня с правой стороны, полностью обдала мою только что помытую машину грязью, нисколько не омрачило моего радужного настроения. Ни один мускул на лице не дернулся, бл…

Вернуться в Литературный клуб




Вся правда о брендах.
Яндекс цитирования
Связь с администрацией сайта -
Создание - Сёма.Ру
© 1997 - SPARTAK.MSK.RU. При полном или частичном использовании материалов сервера, ссылка на http://spartak.msk.ru обязательна.
Название "Спартак" и эмблема являются зарегистрированными товарными знаками МФСО "Спартак".