Есть парочка cool story по китайским делам, имхо интересные.
Империя Хань. Вообще - это китайская античность. Закрепление и создание государственных и политических институтов, военные победы.
Самая длинная империя с 206 года до н. э. до 220 н.э.
Но сейчас не об этом, а о другом.
Призрак деспотии Цинь шастал перед внутренним взором китайских элит.
Естественно, их мучил вопрос, что сделать, чтоб такого больше не повторилось.
И придумали. Не понимая, что создают проблемы Китаю на века.
Элиты пошли к императору и сделали ему предложение, от которого он не мог отказаться. Они предложили отныне брать в гарем не простых девушек,( из пленных, с улицы и проч.) а только из элитных семей. В обмен на поддержку элит. Рассчитывая, что, если их отроковицы будут во дворце, то они будут информированы о настроениях императора, да и может когда повлиять на что -нить выйдет...
Император решил, что говновопрос, буду трахать аристократок, делов-то...
Тоже не оценил перспективы.
А на практике стало так.
Гарем императора Китая - это от тысячи до трех тысяч наложниц. И все они государственные служащие по статусу. На полном гособеспечении.
Когда в гареме пленницы и простолюдинки, то это как-то все нормально по деньгам проходило.
Но когда там появились элитарные девушки, то уровень их обеспечения вырос в разы. Одежда, цацки, еда, служанки, парикмахеры, помещения, обстановка этих помещений...
Все это стало очень дорого. А еще семьи этих девушек наперебой бросились, жестоко конкурируя между собой, пытаться влиять на императора.
А еще эти элитарные наложницы рожали детей. И семьи этих мамаш, и сами мамаши не стеснялись в средствах, чтобы именно их ребенок стал наследником.
Детей убивали. Мамаши убивали друг друга. Иногда даже публично, если статус и обстоятельства позволяли.
И еще совершенно невероятную власть в империи приобрели евнухи. Ибо, кроме них никто из внешнего мира не мог контактировать с наложницами. И все вопросы решались через них.
Все это было абсолютно не по Конфуцию, поскольку Конфуций учил, что мужчина, не имеющий способности к продолжению рода не может быть "благородным мужем".
Постепенно евнухи становись одними из самых богатых людей в государстве.
И даже слоббировали себе закон, разрешающий им усыновление. Невзирая на то, что отсутствие наследников входило в их профессиональные доблести.
Быть евнухом - означало стремительную карьеру и не менее стремительное обогащение. Потомки знатных родов принялись себя кастрировать, чтоб сделать карьеру евнуха.
Дело дошло до того, что в империи стало не хватать денег на ремонт дорог - гордость Китая. Уж слишком дорого обходился гарем и все политические игры в нем и вокруг него.
Эти гаремные дела были проклятьем империи Хань.
новости | сезон | чемпионат | кубок | еврокубки | команда | карта мира | магазин ВВ | гостевая ВВ | форумы | прогнозы | фан-клуб | юмор | музей | ссылки |
|
|
ОБЩЕНИЕ НА САЙТЕ ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ!!! ГДЕ ПОСМОТРЕТЬ ВХОД ПРАВИЛА ПОИСК НАСТРОЙКИ РЕГИСТРАЦИЯ ЗАБЫЛИ ПАРОЛЬ? |
История - лекарство от карантинаЕлена, большое спасибо. Не "осилил", нет, прочитал с интересом. Не скрою, на середине текста закружилась голова, но это у меня "личное".
Для меня они как были инопланетяне, так и помру с этим. Все эти "китайские фокусы",манкурты, вот это всё... Ну, и Ваш вывод про их трёхличие как-то укрепляет.И про миллиард их, выдуманный, ну и так далее.. Вместе с тем, ещё раз спасибо. Сам люблю историю, до угара школы, во время и после. Но свою, русскую. Прикладную.Типа сидишь на трибуне стадиона "Химик" в Твери, смотришь на 2-ю лигу и в какой-то момент понимаешь, что видишь не поле с фигурками "кудатыйоптов", а территорию бывшего Тверского кремля, не дома на другом берегу Волги, а леса, из которых выходят нечёсаные новгородцы в поисках места для строительства форпоста своей республики и т.п. Конечно, литература, Костомаров, мемуары, ещё одни мемуары. А потом бац- Кравченко с "Кривой империей". И снова-заново. Спасибо. Итак, легизм остался в Китае после всех возможных его осуждений. БОльшая часть была сохранена, часть сохранена лукаво и демагогично.
Например властитель империи Хань делает заявление: " В Китае больше не будет рабов. Рабы - это позор. В нашей прогрессивной империи рабов - нет!" Все: " Ра-ра-ра! Круто! Мы-прогрессивные!" Император: " Рабов у нас нет! У нас есть индивидуально зависимые люди." Осталось чуть разобраться с даосизмом. С ними была одна странность. В империи Цинь их не трогали. Не трогали и все. Часть книжек это объясняет тем, что даосы с своим принципом "недеяния" не представляли угрозы для власти. Но мы тоже кое-что знаем о диктатуре. Что б мужиков с иной идеологией оставили сидеть и зырить на природу... Тем более, когда империи руки нужны... Сомнительно, как минимум. Правдоподобное объяснение нашла в в "Истории религий". Именно даосы пообещали Циньскому императору Ши Хуан Ди найти элексир бессмертия. Их не только не трогали, но и финансировали. Нормально финансировали. Давали денег на экспедиции на какие-то острова за какими-то травками. Даосы реально искали элексир. И, похоже, то, что сейчас называется "китайской медициной" широко началось именно с этих поисков. В империи Хань они стали популярными во дворцах за счет идеологического конструкта. Кроме "недеяния" у них было фундаментальное понятие "пустоты". Оба эти понятия в своем пределе стремились к тождеству. С пустотой обстояло так. Вот керамический горшок. Его смысл - в пустоте внутри него. Вот дом со стенами и крышей. Его смысл - в пустоте внутри. А вот колесо со спицами. Спицы стремятся к центру. А в центре колеса - отверстие, пустота. Так и император - это центр колеса. Его смысл - быть этой пустотой, вокруг которой все вращается, к нему стремится и обретает смысл только в стремлении к императору. Без императора все бессмысленно. Люди, деньги, дела, природа, земля - все стремится к императору. Во дворцах этот концепт шел на ура. За стенами дворцов его мало, кто понимал, но уважали. Значит так. По реставрированному Конфуцию - император - это отец родной. По легизму император- олицетворение закона и законности. А по даосам император- космогонистический центр вселенной. Это и есть такая матрица государства в который должен жить/ живет китаец. Разумеется,они находятся в серьезном противоречии. Но китайцев это не напрягает. Вот идет пацаненок в конфуцианскую школу. Там его учат: "Самое страшное деяние - это дела против отца. Донесешь на отца - ты не человек!" Он выходит на улицу, а там в законах: " За недоносительство - казнь". Вот его учат: "Не врать!" Но при этом добавляют тихо : " Не врать только своим. Китайским людям. Другим - можно, если надо для государственного дела". Огромное количество даосских сект и учений появилось в эпоху Хань. Среди них появляются и боевые. Такие, что во имя принципа недеяния резали оппонентов в большом количестве. Вообще это то, что сама поняла и решила рассказать о матричной антропологенной триаде китайцев. В основном. Это представилось важным и для сейчас. Постараюсь финализировать тезис о трех фундаментальных древних столпах китайской государственности и антропологических составляющих китайца.
Итак, государство Цинь. Впервые объединившее "воюющие государства" ( это китайское название 150 государств), создавшее первую китайскую империю, первый Китай. Конечно, в первой китайской империи царил правовой легистский хардкор, принципы которого разработал казненный Шан Ян. Концептом "закона" пользовались широко и чаще всего разумно. Например, "законом" был указ содержать крестьянам охранных собак в провинциях, где "озоровали" грабители. ( Этих специальных боевых собак не ели) . Законом был указ содержать две свиноматки в каждом крестьянском дворе. Законом был указ высаживать на границах участка шелковицу. И упаси Небо нарушать эти законы. В империи Цинь строили классные дороги.Дороги - это государственная торговля ( частную практически истребили вместе с торговцами), это передвижение войска на войну и на бунты. А еще дороги - это имперская идеология: дороги - это то, что делает империю единой. Цинь стала строить праобраз Великой Китайской стены. Собственно стену построила династия Мин. Минская стена у них. Но идея и начало принадлежат Цинь. Стена в Цинь была всекитайской стройкой. Там вкалывала вся их Колыма, вся уголовка, все Конфуцианцы, чьи школы, разумеется были сразу запрещены Шан Яном, элита и аристократия, не вписавшаяся в легизм, бунтовщики и крестьяне, отрабатывающие положенные повинности. А еще Циньский правитель Ши Хуан Ди потребовал, чтобы законы доставлялись в провинции письменно, понятно для провинций. Не царапая иероглифы на твердых костях или панцирях черепах, а КИСТОЧКОЙ на мягком. Бумаги тогда не было, ну всерьез не было, а шелк разных консистенций был. И этот его приказ насчет кисточки и мягкого дал огроменный толчок к развитию письменности. Даже можно сказать, что именно этот приказ закрепил иероглифическую письменность в Китае. Буквально за годы количество используемых иероглифов утроилось. Но. Империя Цинь была империей одного человека. Ши Хуан Ди. И укоренившейся привычки быть Империей еще не было. Властью были недовольны все. Угнетенные, высосанные налогами и повинностями, крестьяне. Разумеется родовая элита. Короче - больше, чем все. Как-то раз моб крестьян, щщей так в 900, опоздал на повинность строительства стены. За это была положена лютая казнь. Моб решил не идти на казнь , а бунтовать и воевать, как могут. И тут же оброс огромным количеством соратников. Все получилось: руководство Цинь зарезали, а страна погрузилась в гражданскую войну на несколько лет. Ибо не бывает так, что бунтовщики между собой не воюют. К власти пришел Лю Бан. Чисто из крестьян -бунтовщиков, но с огромными амбициями. И не дурак. С этого началась империя Хань. А дальше самое интересное и важное. Разумеется, Лю Бан и его преемники крыли лютым матом людоедский режим Цинь. Обещали, что "все будет, как при дедушке Конфуции". Снизили налоги. Опять восстановили школы Конфуция. Отменили часть жутчайших наказаний. Объявили, что теперь Хань точно семья и конфуцианская "сыновья почтительность" -то, что надо. А традиции и правила - совсем зашибись. Но. Как же их грызла жаба. Как грызла... Они ж прекрасно понимали, что легизм, пусть не такой откровенный и хардкорный - это классный способ держать империю в руках и что-то делать крупное. Что ( да простит дух старины Куня), законы и их диктат - классная вещь. Что введение 20-ти рангов чиновников - это суперская идея. А государственные инспекторы в провинциях - вообще необходимость. Короче от манеры правления Цинь в Хань, вопреки лозунгам, осталось дофига, как много. Остались законы. Остались, извините, ГОСТы на дороги и дамбы. И как это все уживалось между собой? Продолже сле Не сомневаясь в абсолютной просвещенности друзей, осмелюсь допустить, что если о Конфуции и Даосизме все имеют представление, то легизм - это предмет менее развернутой информированности.
О легизме. На западе карты того Китая находилось государство Цинь. Это важное государство, ибо именно оно превратится в первую Китайскую империю, завоевав все 150 государств. Государство Цинь де-факто было большим гарнизоном, проводя свою жизнь в постоянном противостоянии кочевникам сюннам. Жизнь и порядки у них были намного жестче и брутальнее, чем в центре. Они не имели достижений в областях поэзии и философии, но имели достижения в области военного дела. Сложно поверить, но в государстве Цинь в те древние времена изобрели призыв в армию. Людей призывали в зависимости от ситуации на год, два или даже три. А еще у них были военные сборы. Вполне современные, на месяц, где людей учили строевым правилам и основным военным приказам. А еще они ввели в обращение луки, в то время как в Китае основным оружием был арбалет. А еще они создали кавалерию. Поскольку в те времена не было стремян, то сами понимаете, какая это была кавалерия. Но это была именно кавалерия, а не привычные для Китая, боевые колесницы. И люди там были суровые. Когда им рассказывали об учении Конфуция, его школах, они бормотали что-то вроде: " А они были под тучей стрел кочевников? Эх, мне б этих ребят на месячишко в подразделение. Я б из них мужиков сделал..." И вот однажды к правителю Циня буквально ворвался еще один харизматичный разночинец. Звали его Шан Ян. А позволили ему ворваться, потому, что он орал уж больно оригинальный тезис для Китая тех времен. И очень сладкий для ушей Циньского правителя. Тезис звучал примерно так: " Конфуций - мудак". Благородным мужам Циня захотелось послушать дальше. Они послушали. И тут же сделали Шан Яна ответственным за реформы государства Цинь. А представил благородным мужам Шан Ян такую идеологию. Какие нафиг, "традиции"? Какая нафиг, "сыновья почтительность"?! Какое "самосовершенствование?!! Человек - мразь. Ни на что не способная. Даже для себя. Его высшее благо - это государство. Его единственное правило - это закон, который един для всех. Для раба, для крестьянина и для знати. Кстати, какая к чертям "знать"? Не должно быть знати. Человек имеет только те заслуги, которые он своим личным трудом заслужил перед государством. А для этого мы тут утвердим ( не помню) 20 рангов. Человек рождается - с нулевым. А дальше, как заслужит. От образования - один вред. Запретить. Законы надо исполнять немедленно и с усердием, а не обсуждать их. Человек - это заготовка. Бессловесная и безмозглая. Высшим благом которой является участие в великих проектах государства. Человек должен быть в страхе. Он должен бояться. Не должно быть мягких наказаний. Мягкое наказание - это поощрение преступлений. За любой проступок должно полагаться серьезное наказание. Закон превыше всего. Любое его нарушение должно караться назидательно. И так далее, и так далее. Это и есть китайский легизм в первозданном формате. Именно во время реформ государства Цинь было придумано то, что стало известно потом, как жуткие китайские казни. Проращивание бамбука через тело, просверливание головы, крыса в нагреваемом ведре, прижатом к телу.... Добро Шан Яню отозвалось. На него написали весьма творческий донос и он был казнен на площади . Его разорвали колесницами. Шан Ян был казнен, но идеология его осталась. А государство Цинь стало постепенно завоевывать соседей по карте. Кого-то завоевывали "в лоб". Кого-то хитростью. С кем-то организовывали альянсы, воевали еще кого-то, а потом безжалостно громили вчерашнего соратника. Да. простой люд завоеванных территорий сначала был в восторге. "Это , что теперь мажоров и олигархов будут судить, как нас, простых работяг?! Да елки! Да мы с вами, ребята. Приказывайте, мы за такое, мы за вас...." Именно поэтому недостатка людей в завоевательной армии не было. Продолжение сле Значит так. Подводила к тому, что последующие основоположники Конфуций и Шан Ян - создатель легизма вышли из новых китайских разночинцев.
Конфуций был жутко плодовитым на идеи, харизматичным и неутомимым в работе человеком. Он умудрился достаточно рано стать ( немыслимо в том Китае) ПОПУЛЯРНЫМ. Его звали. Выступить, наставить и пожить. Рассказывая о своих идеях. С идеями так. Конфуций был плодовитым на идеи, но эту плодовитость не сравнить с тем, что потом с его идеями делали последователи и многочисленные школы. Его редактировали все китайские династии. Из его учений сделали религию. После его кончины во многих местах, причем не только в Китае, а там, где были китайцы делали алтари. И на них даже приносили жертвы. Слово "Конфуций" так или иначе всем известно, даже в одной Москве ( караул) ПЯТЬ университетов Кофуция, но в принципе его основные общественные идеи: 1. Правда. Никогда не лгать. Даже в мелочах. И обязательно называть вещи своими именами. Вот нельзя средний дом назвать "большим". Назовешь - нарушишь правильное течение жизни. 2. Самосовершенствование людей, стремящихся стать "благородными мужами". Совершенствоваться надо путем безжалостного и резкого уловления в себе корыстных и эгоистических побуждений. Истреблять в себе " А почему я должен делать? А что я за это получу?" Истребишь - создашь гармоничную личность, работающую на государство , счастливую и неприхотливую. 3. Правила и традиции, которые необходимо блюсти. Государство - это большая семья. Вот ты батю уважаешь? А еще у тебя в семье дед есть? Умный, воевал, его все слушают, только попробуй не послушать, такого выпишет... Вот царь - это такой дед большой и общий. Очень большой. К нему надо с сыновьей почтительностью и любовью. А в случае че - он и выписать может, как положено. ТРАДИЦИИ - это все. Надо быть скромным. Не рыпаться. Если твой батя - обувщик, и ты изволь быть обувщиком. И тогда будет покой, благоденствие и порядок. 4. В центре стоит концепт БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ. Это такой муж, который прошел все круги самосовершенствования, трудится на благо государства, умен, скромен, справедлив и прочее. 5. Женщина - это плохо. Необучаема, сама ничего придумать не может, только отвлекает благородного мужа от размышлений о пользе государству. Низшее существо. Как и некоторые мелкие люди, способные только к неквалифицированной работе. Понятно, что это грубо. Грубее -некуда. Конфуций оставил после себя тучу разных трудов и (гы) - пятикнижие. А вообще он был экспертом по всем вопросам. Как писать стихи, как копать руду, как петь, как плясать, как лечить... Так вот. Популярного Конфуция приглашали . Правители, министры и их советники. На него звали гостей. Кончалось это всегда плохо. Накормленный и напоенный Конфуций всегда заявлял хозяину: " Ты не благородный муж. Ты говно! Ничего не понимаешь, ничего не знаешь. Я правду говорю. Вот у тебя для гостей танцоры в восемь рядов плясали! А кто ты такой? Как ты смеешь? Тебе по рангу в четыре ряда положено! И гости твои лыбились и ржали. Вместо того, чтоб правду тебе сказать. Все вы - одно ...." После этого Конфуций получал пинка и не грустя, насвистывая отправлялся в другое из 150 государств к кому-нибудь погостить. Реальная сила его проявилась, когда он стал делать свои школы. С сильнейшей идеей о бесплатном обязательном образовании. В его школу ученик при поступлении приносил связку вяленого мяса( чтоб учителю было, чего поесть) и потом не платил ничего. Вот тогда, когда появились его школы, он стал уже тем Конфуцием, который потом предопределил образ Китая. И нота бене, имхо, для понимания. Во время торжества Конфуцианских идей, середь ста пятидесяти государств стала вызревать необходимость создать некий свод законов, позволяющих нормально вести хозяйственные и торговые дела друг с другом. Против законов Конфуций выступил аки разъяренный тигр. Какие нафиг, законы?! Только традиции, только правила. Где гарантии это это хорошие законы? Пусть идут лесом! Только правила! Это важно, ущучить, имхо. Конфуцианство сила не только в Китае. И тезис о том, что правила важнее законов для конфуциатов имел силу две тыщи лет. Матрица:-) продолжение след Хочу поделиться некоторыми, кмк, чуть-чуть систематизированными пониманиями о китайцах. И имею наглость даже предположить, что эти сведения могут кому-то принести пользу, если дела будут связаны с китайцами.
Когда мы видим русского, мы знаем, что у него в матрице Византия,православие, патриархальность. Когда мы видим китайца, то у него в матрице Конфуцианство, легизм, даосизм. Только надо учитывать, что его матрица более древняя и якори там мощнее. Поделюсь последними пониманиями насчет исторической фактуры всех этих дел. Итак. Пятисотые годы до н.э. На контурной карте нынешнего Китая порядка 150 государств. Это сегодня для нас они - "китайцы". Тогда они сами полагали себя очень самостными, оригинальными, особенными и, разумеется, лучшими. И они реально были разными. Начиная с того, что очень разными были север и юг. На севере растили просо, а на юге рис. А это не только разное зерно, но и разные культуры. Рис более плодовит, но требует более развитой командной работы. На севере свиньи и коровы, на юге - буйволы. На севере едят собак, на юге -нет. На север влияют вечно нападающие кочевники -сюнны ( будущие гунны), на юг влияют юго-восточные азиаты. И государства сами разные. Буквально всех возможных мастей. От моделей греческих полисов до конкретных деспОтий. От племенного устройства до парламентских республик. Ну и географическое положение важную роль играло. Если твое государство на Хуанхэ дамбами владеет, то ты - король. Дань можешь собирать с соседей, не напрягаясь. Кстати, Хуанхэ у китайцев - еще та стерва. Это река имеет привычку менять русло.Сейчас ее научились в рамках держать. А раньшеее... Если источники не врут, то максимальное расстояние, на которое она сбегала местами - 800 км. Люди просыпаются - дамбы на суше, а дома и все остальное в воде. Так вот. К этим пятисотым годам до нашей эры эти 150 государств занимались тем, чем занимались во всем мире: воевали друг с другом, объединялись в альянсы, опять воевали... От кочевников оборонялись... И подавляющего большинства владык этих государств стала возникать политическая проблема: на кого царю-батюшке опираться? На элиту? Очень дорого и ненадежно. Элиты суки такие. Сколько им не давай - все одно- свергнуть хотят. На народ? Плохо. Сначала их не поднимешь, потом не остановишь. Сложные задачи они не решают. Кстати! Это у нас народ - это люди. В Китае - нет. Там народ - стихия. В череде классических стихий - огня, воды и т. д. И управляют народом , как стихией. Как Хуанхэ - здесь дамба, там - канал... Так или иначе, но в то сложное время верхи частично решили свою проблему поиска политических опорников. Вы не поверите! Китайцы изобрели ИНТЕЛЛИГЕНЦИЮ. Что-то вроде наших разночинцев. Естественно, они были, но были никому не нужны. Во ты десятый сын в семье. Образование тебе дали и больше ничего. Ну нет ничего у твоего бати для тебя. Только кот в сапогах. Их называли "книжники". До владык дошло, что это очень удобные люди. Ибо образованные "никто". Их можно приблизить и выкинуть со следом сандаля на попе. Они никто. Их можно назначить на должность наместника. Они не будут играть в политические игры, ибо они никто. А служить они будут со всем усердием. И надо сказать, что впоследствии из этих "никто" вышло множество людей, определивших историю цивилизации Китая и антропологический образ китайца на века. Не только в политическом смысле, но и научно-техническом. продолжение след. Разбираюсь сейчас с историей Китая. Прикооольная. Не из-за вируса, просто так сложилось. В ноябре начала. История там, как и положено в междуречье началась. Если заметили, что почти все древние, основополагающие цивилизации в междуречьях образовывались. Китайская поновее будет, самая древняя Месопотамская
Кое-чего расскажу позже. Уж очень сложно с их именами и династиями разбираться. А пока для затравки:-) Может статься, что и присутствующих практически касается:-) В период распада династии Цинь страна погрязла в гражданских войнах. Войны кровавые, недеццкие были. Население уменьшилось с примерно 60 млн чел. до примерно 15-17 млн чел. Там люди не жалели ни себя, ни других. Но суть не в этом. Это просто объяснение того факта, что интеллигенция, ученые и прочие яйцеголовые побежали с воюющего севера на достаточно мирный сельскохозяйственный юг. Натурально полагая его "махровой деревней". Понаехавшие китайцы быстро вытеснили с югов местное население, вьетов там всяких, обжились и у них появилось много свободного времени. А теперь представьте себе. На мирном, тихом юге собралось дикое количество всяких активных умников: конфуцианцы, даосы, буддисты и прочие люди творческих профессий. Что они стали делать? Натурально устраивать всякие баттлы, диспуты, срачи и прочее, о чем мы можем догадаться. Они лаются между собой, а простой народ слушает и старается вникнуть. Ога. Вникнуть! В сложнейшие переплетения учений даосов, их школ, конфуцианцев всех мастей, легистов, новых буддистов и прочее, и прочее. Тут и у образованного чела мозг взорвется. Но у простого люда мозг не взрывался. Они все понимали. По-своему, разумеется, но твердо. Одна из таких понималок реально захватила мир со временем. Это фигурка трехногой жабы с монетой во рту, якобы "притягивающей" деньги. ( Гы, знаю дом, где их штук двести:-) Разумеется, ни буддисты, ни даосисты, не только ортодоксальных течений, но и всяческих ответвлений не считают этих лягух "своими", но начинают бешено отказываться от такого, если их спрашивают о причастности. А суть - такова. Жил-был разбойник. Ужасно сильный, злой-презлой, и смертельно жадный до денег. Такой жадный, что не щадил ни своих, ни чужих, если думал, что у них деньги есть. Смертельно достал он свой раен. Так достал - терпежу нет. Пошли люди к ближайшему Будде. "Так и так обстоит" - говорят. Пошел Будда навстречу людям. Превратил разбойника в отвратительную трехпалую жабу, блюющую деньгами. Кто-то из местных решил, что она притягивает деньги. Ну и это решение весь мир захватило. Но ни одно из учений/ течений своим его не считает. |
|
новости | сезон | чемпионат | кубок | еврокубки | команда | карта мира | магазин ВВ | гостевая ВВ | форумы | прогнозы | фан-клуб | юмор | музей | ссылки |
|
|
|||||||
© 1997 - SPARTAK.MSK.RU. При полном или частичном использовании материалов сервера,
ссылка на http://spartak.msk.ru обязательна. Название "Спартак" и эмблема являются зарегистрированными товарными знаками МФСО "Спартак". |