Во-первых, всех с победой. Поскольку я не аналитик, мне всё равно, как выглядел Терек. Наша игра мне показалась цельной и интересной, удовольствие и эмоции получены, по-болельщицки я счастлив.
Во-вторых, днями здесь обсуждали РБ Ляйпциг, и сокнижник Nom4d уже дал определённую информацию. В связи с этим, я вспомнил показавшуюся мне интересной статью, которую я читал в прошлом году, перед финалом кубка Германии.
В общем, я её нашёл и, потратив пару часов, перевёл эксклюзивно для ВВ ))
Мне кажется, есть там определённые моменты, которые весьма актуальны.
Заранее извиняюсь за некую корявость получившегося текста, всё же я не профессиональный переводчик и не журналист.
"В погоне за признанием"
В спортивном плане, РБ Лейпциг можно назвать активом для немецкого футбола. Теперь Лейпциг хочет завоевать и сердца людей. Участие в финале кубка Германии для этой цели как раз вовремя.
Берлинцам и гостям столицы в эти дни трудно пройти мимо РБ Лейпциг. Огромные рекламные объявления на 3000 рекламных площадках и 1000 рекламных щитов по всему городу сообщают о выходе команды из Лейпцига в финал Кубка DFB. Red Bull Club рекламирует игру хэштегом «#WirPokalisiert» и слоганом «Осторожно, быки на свободном выгуле».
В Лейпциге и его окрестностях люди знакомы с этим слоганом, который также красуется у въезда на парковку собственной футбольной академии. Третья команда бундеслиги использует финал как возможность расширить известность до Берлина и повысить свою репутацию во всей Германии. «Эта кампания является нашей визитной карточкой для Берлина, где у нас уже много поклонников», - говорит директор по маркетингу и коммуникациям RB Флориан Шольц. Речь идет об «эмоционализации и активации» сторонников, как это называется в маркетинге.
Спустя десять лет после своего основания, получив возможность выиграть первый крупный титул в своей короткой истории на большой кубковой сцене, флагманский клуб Австрийской футбольной империи переходит беспрецедентное в наступление и за пределами футбольного поля.
Точно в соответствии с принципами австрийского инвестора и основателя клуба: если продукт успешный и презентабельный, он станет еще более прибыльным, благодаря колоссальным маркетинговым программам.
Поскольку пик неприятия и ненависти пройден, это идеальный момент для демонстрации маркетинговым гигантом своего потенциала с помощью масштабной имиджевой кампании.
RBL олицетворяет модерн-футбол
RBL заручился помощью агентства Dreinull, которое регулярно обслуживает финалистов кубка.
В его программе указывается, что усилия, которые предпринимает RBL (помимо баннеров, будет реализовано бесчисленное количество скрытых маркетинговых кампаний) – являются беспрецедентными для финала кубка.
Раньше команды приезжали в Берлин сыграть в футбол и были рады, когда на игру приходило как можно больше фанатов.
Сегодня же акция стоимостью несколько сотен тысяч евро вокруг финальной игры похожа на запуск нового продукта. RBL не изобретал модерн-футбол, но клуб воплощает и продвигает его во всех аспектах.
В стремлении к признанию, финал кубка, на котором боссы Лейпцига встречаются с представителями медиа-домов и спортивными маркетологами, является чрезвычайно важным событием не только на футбольном поле, но и за кулисами.
«Это демонстрация того, как супер-капиталист с помощью вливания больших средств и умного менеджмента может сделать футбол успешным как в спортивном, так и в экономическом аспекте. Даже без долгой истории, благоприятной среды и отношений с ведущими немецкими компаниями» - говорит берлинский философ и спортивный ученый Гюнтер Гебауэр. «Этот пример также показывает, насколько непрофессионально управляются другие клубы Бундеслиги».
На самом деле, с момента вступления в должность в 2012 году, вдохновителю проекта Ральфу Рангнику удалось за семь лет создать реального конкурента за титул для «Баварии». Что касается спортивной составляющей - с точки зрения отбора и развития игроков, а также последовательности в философии игры - РБ Лейпциг, несомненно, обогатил немецкий футбол.
И, конечно же, с клубом, финансируемым из Австрии, несомненно повезло Лейпцигу и его окрестностям. Филиал Red Bull в Лейпциге теперь также принят и в городском обществе, как только может быть принята компания, переехавшая туда всего десять лет назад.
Это также связано с тем, что футбол является лишь поверхностным слоем. На самом же деле, RB продает фанатам в Лейпциге и Центральной Германии эмоции, идентичность и чувство собственного достоинства.
Профессор психологии бизнеса из Лейпцига Тимо Мейнхардт, изучавший вклад клуба в общественное благо, сказал в 2017 году: «RB обращается не только к голове, но и к желудку, коллективному животу региона». Или, иначе говоря: «РБ Лейпциг - это не встреча на одну ночь, не интрижка». Между жителями Лейпцига и новым клубом возникли настоящая привязанность, что находит отражение в повседневных разговорах и маленьких историях болельщиков.
«Клуб – это своего рода проекционная поверхность для ваших собственных желаний и целей» - говорит Мейнхардт. Философ Гебауэр также отмечает это. «Очевидно, эмоциональная связь может развиться в нетипичных условиях, так же бывает и с любовью», - говорит он.
«Любовь к футболу нашла здесь идеальный объект, на пользу обеим сторонам».
Конечно, эта связь у многих менее фанатична, чем у болельщиков других крупных клубов на Востоке, и ей еще предстоит подтвердить себя на деле.
Тем не менее 24 000 билетов на финал кубка, которыми располагал Лейпциг, были раскуплены менее чем за три часа. «Я мог бы открыть свою собственную кассу, так много запросов я получил на билеты», - сказал Рангник.
По словам тренера и спортивного директора, RBL мог бы продать до 70 000 билетов. Жители Лейпцига, сопровождавшие клуб при восхождении, хотят быть свидетелями написания новой истории. Аналогичная эйфория наблюдалась при выходе в первую Бундеслигу в 2016 году, на домашней премьере против Боруссии Дортмунд или домашних игах против ФК Бавария.
Репрезентативный опрос, проведенный гамбургским институтом Statista, показывает, что у RBL самыми многочисленными являются категории возрастных болельщиков (старше 40 лет) и семьи. При этом, мало фанатов в возрасте от 14 до 30 лет.
Но! Многие дети, примерно того же возраста, что и сам RBL, очарованы успехами клуба. Рангник был прав, когда недавно сказал: «Дети Лейпцига могут сказать сегодня, что они хотели бы быть как Юссуф Поульсен или Эмиль Форсберг. Я думаю, это важно, когда происходит идентификация со своим городом и командой из этого города».
А как насчет споров о РБ Лейпциг, годами будоражащими футбольную общественность?
В Лейпциге к клубу практически не существует публичного негатива. Ни со стороны политиков, потому что РБ - это своего рода консенсус между всеми парламентскими группами в городском совете, ни со стороны двух богатых традициями лейпцигских клубов Lokomotive и BSG Chemie, у которых хватает своих забот.
Точками соприкосновения могут быть лишь встречи юношеских команд. В других случаях наблюдается взаимное игнорирование. Нет и разговоров друг о друге. Профессиональный футбол стоимостью в миллионы долларов из блестящей академии на Коттавеге - это совсем другой мир для полу-любителей из Пробстейды и Лойтча. И наоборот.
Отнюдь не только убеждённые футбольные традиционалисты
Одними из немногих, открыто выступающих против RBL, является небольшой коллектив блогеров. Томас Шмидт-Люкс - один из четырех блогеров, которые основали блог пять лет назад, чтобы создать противоборствующий лагерь.
«Внешнее восприятие истории успеха было для нас слишком гладким. Вот почему мы начали с нее», - говорит 45-летний мужчина за кружкой пива в кнайпе на западе Лейпцига.
Название блога Zwangsbeglückten (насильно осчастливленные) заимствовано из цитаты Матешица, который на фоне трудностей с получением лицензии для выступления во 2-й лиге в 2015 году пригрозил сняться, если в лицензии будет отказано: «Мы не хотим никого делать счастливыми насильно, нам это, честно говоря, не нужно».
В ироничных, резких твитах и блогах, которые пишутся все реже, Zwangsbeglückten высказывают свою критику. Не потому, что они поддерживают другой клуб или являются упрямыми футбольными традиционалистами, а потому что они не хотели молчаливо мириться с тем, как RBL меняет футбол.
Шмидт-Люкс раздражен тем, что дискуссии о RBL часто ведутся слишком поверхностно. Он ничего не может поделать с неуклюжей традиционной аргументацией.
«Отказ в легитимации клуба из-за того, что он не так давно существует - это самый глупый аргумент против RBL», - говорит он. «Тот факт, что большая часть дискуссий ограничивается лишь этим, клубу только на руку. Конечно, может и должно быть что-то новое».
Никаких демократических структур
Гораздо больше Шмидт-Люкса и его коллег заботят основные механизмы клуба.
Первое: «Для RBL базовая идея клуба - не спорт и не общественное благо, а экономика.
В конечном итоге этот клуб будет функционировать только до тех пор, пока он успешен с точки зрения маркетинга», - утверждает он. «Всегда нужно проводить мысленный эксперимент: как бы выглядела Бундеслига, если бы ещё трем крупным концернам пришла в голову такая же идея?»
Второе: «Интеграция в так называемую империю Red Bull со всеми перемещениями игроков и тренеров из команды в команду».
Такая сетевая модель подходит больше логике компании, чем спортивной идее конкуренции.
И в-третьих: «Клубные структуры остались прежними с 2014 года. В этом клубе до сих пор нет имеющих право голоса членов, не назначенных Red Bull», - говорит социолог. Исключение составляет один из четырех наблюдательных советов, который клуб выбирает из числа спонсоров без права голоса.
Члены клуба мюнхенской «Баварии» могли бы провалить Ули Хёнесса на голосовании, если бы захотели. Босс RBL Оливер Минцлафф несёт ответственность лишь перед инвестором Дитрихом Матешицем. Нет никаких демократических структур или механизмов контроля. Все это не ново, но об этом практически не говорят.
Шмидт-Люкса также раздражает история стартапа RBL: «По сути, это клуб с большими долгами, что не является проблемой только потому, что он в долгу перед самим собой». Для RBL это означает финансирование из Зальцбурга. Вот почему Шмидт-Люкс говорит: «Если вы всегда позволяете ответственным лицам рассказывать свою историю самим, это быстро теряет смысл».
Конфликты с собственным руководством
На самом деле, говорит Шмидт-Люкс, он принадлежит к целевой группе болельщиков, как семейный человек, который интересуется футболом, но при этом больше не может активно болеть за свою первую футбольную любовь, Локомотив.
«Я также хотел бы болеть за клуб, посещая игры каждые 14 дней, и где не каждый второй пас отдаётся неточно». Но упомянутые выше аргументы перевешивают для Шмидт-Люкса.
«Я никого не виню за то, что они туда ходят. Но у многих людей удивительно быстро проявляется готовность к идентификации» - говорит ученый, который также исследовал фанатское движение.
«Это видно: идеи RBL работают. Но я бы хотел, чтобы у большего числа людей было более критическое восприятие».
Но потребность в более заинтересованном участии явно выражена только среди так называемых активных, ультра-фанатов, которые постоянно вступают в конфликты с руководством своего клуба.
Шмидт-Люкс также отмечает: «Существует общенациональный эффект привыкания, нормализация - это цель RBL». Плакаты протеста на фанатских секторах становятся все более редким явлением. Он заметил, что клуб по-прежнему считается специфическим, но в то же время воспринимаем фанатами.
Функционер RB Шольц говорит: «За исключением ультрас, многие футбольные фанаты уже давно симпатизируют нашему клубу не только на региональном, но и на национальном уровне.
Мы не следуем клише, а, скорее, действуем вне поля, придерживаясь устойчивой философии. Это выглядят убедительно, потому что у клуба очень четкая ДНК и имидж».
Опросы различных институтов маркетинговых исследований, в которых RBL входит в пятерку самых популярных клубов Бундеслиги, подтверждают: «Конечно, мы позади мюнхенской Баварии, но безусловно, остаемся самым поляризующим клубом в лиге». По всей Германии действует следующее правило: вам либо нравится RBL, либо не нравятся.
В Лейпциге критика обычно звучит только за столиком кнайпе в частной обстановке. Хозяин кнайпе, фанат Chemie бормочет что-то о «молчаливом терпении присутствия» фанатов RBL в своей пивной. При этом он хочет показать на экранах телевизоров финал кубка, как и все другие игры RBL.
Томас Шмидт-Люкс несколько примирительно говорит, что при хорошей погоде он скорее пойдет в парк, чем будет смотреть финал.
Критики RBL на этот раз не планируют саркастических блогов, хотя RBL по-прежнему даёт достаточно почвы для критических комментариев, и не только из-за антуража для финала кубка.